Рынок алюминия. Обзор рынка алюминия

Согласно опубликованным данным Международного института алюминия (International Aluminium Institute), мировое производство алюминия за первые 7 месяцев 2006 года выросло на 2,5% к аналогичному периоду прошлого года - до 13,82 млн. тонн. В Китае объем выплавки увеличился на 17,5%, в Азии (без Китая)- на 14,6%, а в Западной Европе снизился на 4,8%. В тоже время, в Северной Америке производство алюминия увеличилось на 0,8%. В целом в 2005 году мировое производство алюминия выросло по сравнению с 2004 годом на 871 тыс. тонн (3,9%) и составило 23463 тыс. тонн. Доля крупнейших производителей в мировом производстве составила: Chalco -3 % Hydro Aluminium-5 %;BHPB-4 %;РУСАЛ-9 %;Alcan-11 %;Alcoa-11 %. Если посмотреть на российский алюминиевый рынок, то за Русалом закрепилось порядка 75% рынка, 25% владел Суал. Мировое производство алюминия выросло в 2005 году и первой половине 2006 года в наибольшей степени за счет Китая, который стал крупнейшим в мире производителем и экспортером "крылатого" металла. Если в 2003 году его доля в мировом производстве алюминия составила 19%, то в 2004 году она выросла до 22%, а в 2005 году - превысила 33%. Почти половина потребностей Китая в глиноземе замещается импортом. Китай импортировал в 2004 году 5,9 млн. тонн глинозема, что на 4,8% больше, чем в 2003 году. А в 2005 году Китай ввез уже более 7,0 млн. тонн глинозема. В то же время в 2004 году объемы внутреннего производства глинозема в Китае достигли второго по величине уровня в мире, увеличившись в годовом исчислении на 14,5%, или почти до 7,0 млн. тонн. В Китае действует более 130 алюминиевых заводов, большинство из которых мелкие. Но только в первой половине 2005 года семь китайских алюминиевых заводов (Yanji Wohua Aluminium, Dongchuan Aluminium, Nannan Aluminium, Luquan Quzhai Aluminium, Baishan Hundian Aluminium, Anlu Hubei Aluminium и Hunan Laifu Aluminium) общей производительностью около 140 тыс. тонн прекратили производство металла. В 2005 году в Китае были отменены экспортные скидки на алюминий, что увеличило затраты производителей алюминия от $72 до $120 за тонну, а возвращение 5% тарифа на экспорт алюминия также увеличило их экспортные затраты еще на $93 за тонну. В результате экспорт алюминия из Китая несколько снизился. Вместе с тем, эти проблемы принесут в долгосрочной перспективе немалую выгоду для части алюминиевого сектора Китая, так как их решение ускорит реструктуризацию внутри сектора и его техническую модернизацию. Российские предприятия в январе-марте 2005 года увеличили производство первичного алюминия на 0,4% по сравнению с показателем за аналогичный период 2004 года - до 897 тыс. тонн. Суммарный объем производства алюминия в России, Украине и Таджикистане составил 1 млн. тонн, что на 0,6% больше, чем за аналогичный период 2004 года. В 2004 году Россия произвела 3,6 млн. тонн первичного алюминия, что было на 3,3% больше, чем в 2003 году. По оценкам лондонской исследовательской группы Metal Bulletin Research (MBR), 2005 год и первая половина 2006 года в целом были неплохими для алюминия. Однако эксперты MBR не слишком доверяют рассуждениям, что на рынке алюминия сохранялась значительная нехватка предложения. Такая точка зрения основана на информации о том, что в 2005 году снижение запасов алюминия составило 800 тыс. тонн - очевидно, что были накоплены большие скрытые запасы металла. Средняя цена алюминия по трехмесячным контрактам на ЛБМ во второй половине 2006 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 700 долл./т и составляла примерно 2400-2500 дол./т. Складские запасы металла на ЛБМ выросли по сравнению со второй половиной 2005 года примерно на 100 тыс. т до 700 тыс.т. И все же некоторый дефицит на рынке алюминия, согласно оценкам экспертов имел место в 2005 году. Дефицит сохранится и в ближайшие годы, благодаря низкому экспорту китайского металла и сокращению производства алюминия, которые повлекут за собой ещё большее нарастание дефицита. Присоединяясь к группе большинства аналитиков, компания Marubeni прогнозирует дефицит в 135 тыс.т алюминия в 2006 г. и 509 тыс.т в 2007 г. Merrill Lynch предполагает, что до конца 2007 г. в США, Китае и Западной Европе могут быть остановлены некоторые заводы по производству алюминия из-за высоких производственных издержек. По крайней мере половина останавливаемых мощностей приходется на Китай, где расходы на производство алюминия одни из самых высоких в мире. Из-за роста цен на сырьё и электроэнергию китайские продуценты алюминия вынуждены сокращать производство, а крупные продуценты организуются в группы, чтобы договариваться о более низких ценах на покупку глинозёма. Так, группа из 19 продуцентов первичного алюминия, которым принадлежат более 60% мощностей по производству алюминия в Китае, уже согласилась сократить производство металла на 10%. С другой стороны, спрос на металл в Азии останется высоким, и прогнозируется его дальнейший значительный рост. По оценкам Bloomberg потребление алюминия в Китае в 2006 г. увеличится на 19%, так как экономический рост будет наращивать спрос на автомобили и жильё, что, в свою очередь, приведет к росту спроса на алюминий. Эксперты прогнозируют, что в 2010 г. потребление алюминия в китайском автомобилестроении достигнет 2.5 млн т, а всего в транспортном секторе - превысит 3 млн т. Растущие доходы населения позволят увеличить количество автомобилей в личном владении. Согласно правительственным источникам продажи автомобилей в Китае могут вырасти с 5.1 млн в 2004 г. до 9.4 млн в 2010 г. В настоящее время в Китае на 1000 человек приходится 24 автомобиля, в то время как в среднем по миру – 135. По прогнозу компании BHP Billiton Китай будет оставаться крупнейшим потребителем алюминия в мире – в 2015 г. в стране будет использовано 20 млн т металла при том, что во всем мире потребление составит 50 млн т. Другим ключевым игроком на рынке алюминия является Индия. Как полагают эксперты, растущая экономика этих двух восточных стран подстёгивает спрос на алюминий благодаря экстенсивной урбанизации. Долгосрочный прогноз цены первичного алюминия повышательный, но в текущий момент цена во многом поддерживается спекулятивными закупками металла, поэтому возможны и периоды коррекции цены.

 
 
Hosted by uCoz