Pakkograff: Человеку – полимер, примату – алюминий

// // // // Человеку – полимер, примату – алюминий Summary:   История применения одноразовой посуды насчитывает уже более 40 лет, а первооткрывателями стали концерны массового питания США. Вопреки первоначально сложившемуся мнению новое направление сервировки столов не только прижилось, но и широко распространилось по всему миру. Альтернатива выбора   для   победного   шествия    изначально    явились экономические   предпочтения, а по мере совершенствования разработок с участием дизайнеров — и соображения  эстетики.  При более  детальном  анализе  проявляются сразу   несколько   нюансов,   определяющих повышение спроса на данный вид продукции: постоянный недостаток персонала для обслуживания непрестижных рабочих мест на мойке посуды, постоянный рост числа посетителей кафе, столовых и других мест общественного питания, увеличение и разнообразие ассортимента блюд, тенденция к развитию системы   самообслуживания,   всестороннее повышение   требований   к   организации общественного питания. Стремление наиболее эффективно решать каждую из перечисленных задач и предопределило поиски рациональных материалов номенклатуры одноразовой посуды и столовых приборов, а также способов их производства и технического оснащения предприятий, обеспечивающих требуемое качество продукции при снижении себестоимости. Выбор вида материала для одноразовой посуды был неоднозначным. Предпринимались попытки использовать алюминиевую фольгу и картон. Постепенно им на смену пришли ПМ, оказавшиеся более технологичными, разнообразными по качеству, отвечающими растущим санитарно-гигиеническим, эстетическим и экономическим требованиям. Кроме того, посуда из ПМ не издает шума, ударо- и формоустойчива, хорошо поддается полиграфической отделке, стойка к микроволновым воздействиям, легко формуется и утилизируется. Наиболее распространенными ПМ для производства одноразовой посуды и столовых приборов как у нас в стране, так и за рубежом являются полистиролы и его сополимеры, полипропилен и полиэтилен. Решающим условием для конкретного выбора марки ПМ является полное отсутствие токсического действия на пищевые продукты и, в конечном итоге, на организм человека. В соответствии с ГОСТ Р50962 «Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс», МУК 2.3.3, 052-96 «Тара, посуда, упаковка, оборудование и другие виды продукции, контактирующие с пищевыми продуктами, санитарно-химическое исследование изделий из полистирола и сополимеров стирола» и Инструкцией № 880-71, учитываются следующие факторы:    органолептических свойств (прозрачности, цвета, запаха, вкуса); — миграция в пищевые продукты веществ из состава ПМ в количествах, вредных для здоровья человека;     химических    реакций между компонентами ПМ и пищевыми продуктами при непосредственном контакте. 1. Исследование       органолептических свойств в пищевых продуктах, контактирующих с заданным ПМ в течение определенного временного периода.  Итогом является экспертная оценка органолептики по 10-битной шкале. Уже на этом этапе может быть установлено присутствие  нежелательных примесей и ПМ выбраковывается. В  противном  случае проводятся 2-й этап гигиенических испытаний. 2. Физико-химические      исследования водных и иных вытяжек из ПМ направлены на идентификацию тех индивидуальных соединений, которые могут экстрагироваться  из  ПМ  в  жидкие  фазы. Если концентрация веществ в экстракте ниже нормы, утвержденной Минздравом РФ в качестве допустимой, то ПМ получает положительную оценку и допускается к дальнейшим испытаниям. 3. Токсические исследования — заключительный этап, направленный на изучение биологической активности ПМ. При этом чаще всего применяют водные или масляные вытяжки. Опыты проводятся на различных живых организмах, в т. ч. на теплокровных, причем не менее, чем на двух видах. Проверяют также возможности кумулятивного действия накопленных в организме токсичных веществ с учетом того, что некоторые вещества, легко переносимые при однократном введении в значительных дозах, могут вызывать хронические отравления при частом введении в организм человека даже небольших количеств. Примером санитарно-гигиенической оценки ПМ могут служить данные, приведенные в таблице 1 об образцах посуды из полипропилена (ПП) и полиэтилена (ПЭ). В итоге делается вывод о том, что испытанные ПМ могут быть использованы для производства посуды по назначению. Наиболее употребляемые для производства одноразовой посуды сополимеры полистирола (ПС) показывают при испытаниях еще более высокие санитарно-гигиенические характеристики. Однако из этого не следует, что ПС полностью лишен опасных компонентов. Лимитирующими веществами в сополимерах ПС могут быть мономеры стирола и акрилонитрила. Первый обладает наркотическими и раздражающими свойствами, действует на кроветворные органы, функцию печени, репродуктивную функцию. Допустимая норма миграции стирола в водных вытяжках равна 0,01 мг/л. Акрилонитрил в 20 раз более ядовит, чем стирол, поражая нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Его допустимая концентрация в водных вытяжках — 0,05 мг/л. Все это означает, что далеко не каждая марка ПМ и ни каждый его сополимер могут быть допущены до производства одноразовой посуды и столовых приборов, а во избежание ошибок на такого ряда изделиях требуется нанесение условных обозначений (клейм) или специальных надписей типа «Для пищевых продуктов», «Для сухих пищевых продуктов», «Для холодной воды». Номенклатура одноразовой посуды и столовых приборов Номенклатура, типоразмеры и дизайн одноразовой посуды и соответствующих приборов в каждой стране существенно разнятся и зависят от потребительских привычек пользователей. Так, сравнительный анализ, проведенный французской фирмой «Тедеко» на предприятиях общественного питания, обслуживающих по 500 посетителей в день в ФРГ, Бельгии, Франции, Голландии и Великобритании, показал это конкретно. Например, в меню французских предприятий питания практически не входит суп, поэтому в перечне одноразовых приборов отсутствуют столовые ложки. В ФРГ среднее число используемых за неделю ножей и вилок ниже, чем в других странах, так как большинство предлагаемых блюд этого не требуют. Представление о номенклатуре соответствующей продукции, выпускаемой в настоящее время из сополимеров полистирола и полипропилена в нашей стране, дает таблица 2, в которой приведены также данные об основных способах производства и ориентировочной стоимости по состоянию на начало 2000 года. По данным информационной службы «Инфопак», из пятидесяти фирм, занятых в РФ производством и поставкой формованной полимерной упаковки для пищевых продуктов, лишь московская фирма «Мини-Пак» выпускает полную номенклатуру одноразовой посуды и столовых приборов. В то же время производство стаканчиков различного вида имеют более половины фирм. Способы производства и техническая оснащенность предприятий Способ производства — одно из определяющих условий выбора ПМ и констуктивно-технологического решения заданного изделия. Кроме того, способ производства и его техническая оснащенность определяет уровень себестоимости продукции и, следовательно, ее конкурентоспособность. В настоящее время используют два принципиально отличающихся вида формования одноразовой посуды: литье под давлением и термоформование из листовых заготовок, причем первый способ применяется и для изготовления одноразовых столовых приборов (см. табл. 2). В свою очередь термоформование по варианту создания формующего усилия подразделяется на пневмоформовочное, вакуумформовочное и механоформовочное (штамповочное) с возможностью их комбинаций. Общим принципом для всех них является формование на внутренней поверхности формующего инструмента. При этом нагретая до температур высокоэластического состояния листовая полимерная заготовка прижимается к его верхнему контуру и под действием разрежения (вакуума) во внутренем пространстве формующего инструмента и (или) избыточного внешнего давления (сжатым воздухом или жестким пуансоном) продавливается в холодную форму, воспроизводя ее конфигурацию и фиксируя в изделии при окончательном остывании ПМ. Отличительной особенностью всех вариантов термоформования — одного из самых старых методов изготовления изделий из листовых ПМ, берущего начало с прошлого столетия, — является возможность организации непрерывного, полностью автоматизированного производства. При этом установки представляют собой линии, последовательно протягивающие ленту ПМ от подающего рулона через нагреватели проходного типа к формующему узлу и далее к вырубному штампу с накопителем готовых изделий и устройству для измельчения отходов производства. В настоящее время российские предприятия, некоторые их которых учреждены совместно с иностранными фирмами, оснащены как отечественной, так и зарубежной техникой, характеристики которой имеются в справочной литературе. Рентабельность одноразовой продукции из ПМ Рентабельность продукции чаще всего рассматривают с двух точек зрения: при оценке возможностей экономии в сфере производства и при оценке ее прибыльности в сфере потребления. Первая оценка одноразовой продукции из ПМ касается себестоимости, которая складывается из совокупности технологических и производственных затрат. Например, сравнивая основные из этих затрат в относительном измерении, приняв за единицу затраты производства литьевых изделий из ПМ, можно оценить степень рентабельности термоформовочного производства (см. табл. 3). Поэтому не случайно, что при наиболее экономичном варианте термо- и вакуумформования аналогичные виды продукции, в частности, стаканы 200 мл, оказываются дешевле даже не в 2,5, а в 4—4,5 раза (см. табл. 2). Однако основное представление о рентабельности одноразовой посуды может дать подсчет совокупных затрат в сфере потребления, осуществленный в сравнении с затратами при использовании долговременной керамической и другой традиционной посудой. Так, по опыту зарубежных стран, помимо расходов на покупку одноразовой посуды, ее доставку и хранение, необходимы затраты на уборку посуды, очистку от остатков пищи, сортировку, промывку и сушку в посудомоечных машинах, складирование и утилизация. Однако, несмотря на возрастание потребительской стоимости одноразовой посуды и столовых принадлежностей, стоимость обычной посуды и приборов для предприятий массового питания остается значительно более высокой. Согласно данным упомянутой выше фирмы «Тедеко», стоимость обычной посуды примерно на 25% (включая мытье, уборку, перевозку и амортизацию) в Западной Европе превышает стоимость такого же среднего количества предметов одноразовой посуды (в расчете на один обед при пятидневной неделе на предприятиях, обслуживающих 105000 посетителей в год). При этом постоянно продолжаются изыскания новых резервов для увеличения рентабельности производства и применения одноразовой посуды. Перспективы производства и применения одноразовой посуды Оптимистические прогнозы о расширении производства и применения полимерной посуды одноразового использования основываются, в основном, на анализе влияния трех факторов: совершенствование производства и переработки ПМ (экономическая составляющая), решения проблем сбора и утилизации отходов (экологическая составляющая) и развития художественного конструирования посуды и столовых приборов (эстетическая составляющая). Постоянное совершенствование технологических свойств ПМ в сочетании с прогрессом перерабатывающей техники и технологии неуклонно снижают себестоимость полимерной продукции, причем не в последнюю очередь за счет сокращения брака, отходов и потерь. Одновременно снижению расхода ПМ на

 
 
Hosted by uCoz