У "Российского алюминия" появился американский конкурент. Страна

Американский алюминиевый гигант Alcoa делает очередной решительный рывок в гонке бесспорного лидерства на мировом рынке алюминия. Топ-менеджмент компании предложил приобрести своего канадского конкурента Alcan за 33 миллиарда долларов. Сделку предполагается оплатить деньгами и собственными акциями Alcoa. Если канадцы согласятся на поглощение, объединенный гигант станет ведущей алюминиевой компанией мира, потеснив с первого места, созданный в марте текущего года «Российский алюминий». Сумма, предложенная американцами на 20 процентов выше рыночной капитализации канадской Alcan по данным на 4 мая, и на 32 процента выше средней стоимости компании за последние 30 торговых сессий. Ожидается, что экономия от объединения будет составлять до миллиарда долларов ежегодно. По проекту американцев, главные офисы алюминиевого гиганта будут располагаться и в Монреале, и в Нью-Йорке. Если сделка состоится, то консолидированная выручка нового алюминиевого гиганта может достичь объема в 54 млрд. долларов. Согласно сообщению Alcoa, после слияния компания будет производить 21,5 млн. т глинозема и около 7,8 млн т первичного алюминия в год. Эти показатели, по оценкам специалистов, практически вдвое превысят планируемые результаты деятельности недавно созданной объединенной компании «Российский алюминий». Напомню,  в UC Rusal сразу после объявления о завершении сделки по слиянию «Русала», СУАЛа и Glencore заявляли о возможности производства около 4 млн т первичного алюминия и 11 млн т глинозема в год, а ежегодный оборот компании оценивался в сумму около 12 млрд долл. Пока мировым лидером по производству алюминия является «Российский алюминий». Но в компании, безусловно, с большим интересом будут следить за развитием событий, связанных с намерением Alcoa приобрести Alcan. Американская Alcoa считается главным конкурентом российских алюминщиков.в. Противостояние американцев с российскими компаниями началось в середине 90-х годов.  Именно тогда из России на мировой рынок неожиданно хлынул неконтролируемый поток дешевого алюминия, в советские времена считавшегося стратегически важным материалом и почти не поставлявшегося на Запад. В результате Alcoa понесла серьезные убытки. Ее руководству пришлось даже консолидировать практически все алюминиевые компании мира для сокращения производства металла на 10%, ради того чтобы удержать цены. Но эта полумера не решила проблемы присутствия российского алюминия на мировом рынке. Поэтому американцы стали пытаться выйти на российский рынок, взяв его под контроль. Но к тому времени в России уже начали формироваться свои крупные игроки «РУСАЛ» и «СУАЛ», поделившие между собой алюминиевую отрасль страны. Тем не менее, Alcoa не отказалась от своих глобальных стратегических планов закрепиться в РФ. Американцы просчитали, что на российском рынке ожидается стремительный рост потребления алюминия, поэтому без производственных активов здесь не обойтись. «Белокалитвенского металлургического производственного объединения» и «Самарского металлургического завода», заплатив за них в общей сложности $257 млн. После чего пошли многомиллионные инвестиции в предприятия на усовершенствование процессов производства термообработанных плит листового проката, а также иных алюминиевых полуфабрикатов, которые компания планирует продавать на российском и международных рынках. Кроме того, идет разговор об участии Alcoa в проекте строительства ГРЭС на Дальнем Востоке. Американцы не скрывают свою главную задачу - продолжать производить продукцию, сделать бизнес Alcoa в России прибыльным и стать лучшей компанией в этой стране. Реализовать проект будет легче, поглотив еще одного аппетитного конкурента канадскую Alcan. Это уже не первая попытка со стороны американцев.  Осенью прошлого года советы директоров компаний не смогли договориться о слиянии, теперь предложение сделано непосредственно акционерам Alcan. После чего ни мировых биржах акции обеих компаний серьезно выросли в цене. Предложение выглядит, вполне заманчиво и, может быть, одобрено. Эксперты пока не видят подводных камней при совершении сделки. «Никто и не думал, что UC Rusal будет долго оставаться на высшей ступени алюминиевого пьедестала», констатирует гендиректор Hatch-РБС Александр Либеров. К тому же, добавляет он, на момент переговоров между Вексельбергом и Дерипаской было известно о намерениях Alcan и Alcoa. «Потому создание «Российского алюминия» и было ускорено», уверен эксперт. В противном случае, считает г-н Либеров, российским алюминщикам пришлось бы свыкнуться с тем, что цену на алюминий на рынке диктовал бы кто-то один. После объединение в краткосрочной перспективе можно ожидать рост цен на первичный алюминий, что, несомненно, сыграет на руку российской компании, которая экспортирует сегодня до 90% производимого металла. Но реализация новых проектов в результате таких сделок априори откладывается. Это касается некоторых договоренностей UC Rusal с канадско-европейским алюминиевым союзом (Alcan, Pechiney и Algroup). Как результат такие проекты могут не осуществиться, потому что будут подконтрольны американской Alcoa. По одному из вариантов сокращение числа крупных мировых игроков приведет к стабилизации цен на алюминий и предложения металла,  с другой же стороны к повышению порога для выхода на рынок. Консолидировав рынок, крупные международные компании воспрепятствуют выходу на него конкурентов, оставив за ними только продукцию с низкой добавленной стоимостью. В таком случае «Российскому алюминию», занимающемуся в основном экспортом металла первого передела, будет чрезвычайно трудно выйти на мировой рынок с продукцией более высокого уровня, к которой относятся упаковки, изделия для автомобильной и аэрокосмической промышленности. А увеличение производства первичного алюминия в развивающихся странах с достаточно дешевыми энергоресурсами и рабочей силой, сопровождаемое переводом туда производства первичного алюминия мировыми грандами, ставит под угрозу и экспорт российского алюминия вообще.     Поэтому нельзя исключать такой возможности, что в борьбу за канадскую компанию может вступить UC Rusal. Некоторые аналитики склонны к утверждению, что у компаний совершенно разные продуктовые линейки и занимаемые ниши, поэтому не может быть и речи о конкуренции. Но не надо забывать, что перед объединенным российским алюминиевым гигантом сегодня стоят иные задачи. UC Rusal собирается делать ставку на развитие компании как энергометаллургической, при этом рассматривая возможность дальнейшей диверсификации бизнеса. Это значит, что первичное производство алюминия может и остается приоритетом, но пора уже говорить о поставках отечественной продукции более высокого уровня для космоса, авиации, автопрома и судостроения, желательно, по самым низким ценам. Для этого «Российскому алюминию» необходимо не только обеспечить себя собственными дешевыми энергересурсами, но и серьезно потеснить американского конкурента внутри России, а также занять позиции  на мировых рынках, получив зарубежные алюминиевые активы. 

 
 
Hosted by uCoz