Сварка алюминия и его сплавов
Первые предположения о наличии в глинах металла были высказаны английским ученым Деви в 1808г, а в 1825г. датчанин Эрстед получил первый алюминий. Широкое применение алюминия началось в конце XIX века. Наиболее характерные свойства чистого алюминия - небольшая плотность (у =2,7г) и низкая температура плавления (660 °С). По сравнению с железом, у которого у = 7,8, а tпл =1535°С , алюминий имеет почти в три раза более низкую плотность, вследствие чего алюминий и его сплавы широко применяют там, где малая плотность и большая удельная прочность имеют важное значение. Благодаря более низкой температуре плавления алюминия по сравнению с железом технология обработки алюминия и его сплавов резко отличается от технологии обработки стали. Прокатанный и отожженный алюминий высокой чистоты имеет Пр= 58МПа, твердость 25 НВ, б = 40%. Алюминий кристаллизуется в гранецентрированной решетке. Параметр решетки при 20°С равен 0,404 нм, атомный радиус 0,143 нм. Алюминий не имеет аллотропических модификаций, обладает высокой теплопроводностью, электропроводностью и очень высокой скрытой теплотой плавления. Несмотря на достаточно высокую химическую активность, алюминий подвергается коррозии на воздухе и в некоторых других средах весьма слабо, вследствие образования на поверхности плотного окисной плёнки. Наиболее чистый алюминий - особой чистоты, содержит 99,999% А1, сумма всех примесей составляет не более 0,001%. В промышленности в зависимости от требований применяют алюминий высокой чистоты (99,995 - 99,95 % А1) и технической чистоты (99,85 -99,0% А1) . Основные (постоянные) примеси, загрязняющие алюминий, это железо и кремний. Основные свойства алюминия позволяют определить три основных направления применения технического алюминия: 1) высокая пластичность позволяет производить из алюминия глубокую штамповку, прокатку до тонкой толщины (например, алюминиевая фольга.); 2) высокая электропроводность (65 % от меди) позволяет применять алюминий для электротехнических целей (проводниковый металл). 3) высокая коррозионная стойкость позволяет широко применять алюминий, особенно для транспортировки и хранения продуктов питания. Упрочняющая термическая обработка алюминиевых сплавов основана на изменении растворимости соединений в основном алюминиевом растворе, а конкретно для сплавов А1-Сu на изменении растворимости соединения СuА1 в алюминии. Атомная масса …………………………………………………… 26, 98 С, г/см ………………………………………2, 7 Температура, Скрытая теплота плавления, кал/г………………………….. 92, 4 С, кал/ (г . град) ………… 0, 222 С, Ом . мм /м …0, 027 — 0, 030 отожжённого алюминия, кг/мм при температуре, 20…………………………………………………………….6000 — 7000 200…………………………………………………………...5500 Временное сопротивление, кг,/мм отожжённого………………………………………………...8 деформированного………………………………………...15 Относительное удлинение алюминия, % деформированного……………………………………...5 — 10 отожжённого……………………………………………….13 — 20 деформированного……………………………………….25—35 литого……………………………………………………….13—25 С, кал/(см . сек . град) ……………0, 52 , 1/град...23, 8 . 10-6 Предел упругости алюминия отожжённого, кг/мм …………..3 — 4 Предел текучести алюминия, кг/мм отожжённого………………………………………………….5 — 8 деформированного………………………………………….12 С, кг/мм ………………………………….2760 С, кг/мм …………………………...5 Относительное сужение алюминия, %: отожжённого ………………………………………………………...70 — 90 деформированного………………………………………………….50 — 60 Предел прочности при сжатии литого алюминия, кг/мм Ударная вязкость литого алюминия, кг . м/см В сварных конструкциях используют чистый алюминий и его сплавы. Сплавы можно разделить на две группы: деформируемые, применяемые в виде проката, поковок и т. п., и литейные, применяемые для отливок. Сварку алюминиевых литейных сплавов (обозначение АЛ) используют при исправлении дефектов литья. Деформируемые сплавы разделяют на нетермоупрочняемые (система легирования Аl-Мn марки АМц, Аi-Мg марки АМг) и термоупрочняемые - более сложной системы легирования (Аl-Мg-Си; Al-2n-Мg; Аl-Si-Мg). Все нетермоупрочняемые сплавы поставляют в отожженном состоянии и поэтому воздействие термического цикла сварки не вызывает разупрочнения металла в зоне термического влияния. При сварке термоупрочненных сплавов вследствие выпадения интерметаллидов под действием термического цикла сварки металл в зоне термического влияния разупрочняется (прочность сварного соединения в этой зоне составляет 60 - 70% прочности основного металла). Поэтому применение сплавов этой группы для сварных конструкций нецелесообразно. Если после завершения сварки возможно осуществить двойную термообработку (закалку и искусственное старение) для восстановления исходных свойств металла в разупрочненном металле зоны термического влияния, применение их для сварных конструкций целесообразно. Эффект естественного старения недостаточен для полного восстановления исходных свойств металла в этой зоне. Трудности сварки алюминия и его сплавов следующие. 1. (Тпл = 2050°С) с плотностью больше, чем у алюминия, затрудняет сплавление кромок соединения и способствует загрязнению металла шва частичками этой пленки. Перед сваркой для удаления пленки следует очищать поверхности кромок и прилегающего основного металла и особенно тщательно поверхность присадочного металла (в связи с большой поверхностью и относительно малым объемом), травлением или механическим путем. Окисную пленку, образующуюся при сварке, удаляют либо катодным распылением, либо, применяя флюсы, которые обеспечивают ее растворение или разрушение с переводом в летучее соединение. Аl с образованием легкоплавкого шлака (МаСl снижает температуру плавления криолита). Криолит не только растворяет Аl , но, изменяя поверх¬ностное натяжение металла, способствует образованию мелкокапельного переноса электродного металла. Остатки флюса и шлака (едкие щелочи) способствуют коррозии алюминия. Поэтому при применении флюсов и покрытых электродов после сварки необходимо смывать остатки флюса и шлака горячей водой. 2. Резкое падение прочности при высоких температурах может привести к разрушению (проваливанию) твердого металла не расплавившейся части кромок под действием веса сварочной ванны. В связи с высокой жидкотекучестью алюминий может вытекать через корень шва. Размеры сварочной ванны трудно контролировать, так как алюминий при нагреве практически не меняет своего цвета. Для предотвращения провалов или прожогов при однослойной сварке или сварке первых слоев многопроходных швов на большой погонной энергии необходимо применять формирующие подкладки из графита или стали. 3. В связи с большой величиной коэффициента линейного расширения и низким моду¬лем упругости сплав имеет повышенную склонность к короблению. Поэтому необходимо прибегать к жесткому закреплению листов с помощью грузов, а также пневмо или гидравлических прижимов на специальных стендах для сварки полотнищ и секций из этих сплавов. Ввиду высокой теплопроводности алюминия приспособления следует изготовлять из материалов с низкой теплопроводностью (легированные стали и т. п.). 4. Необходима самая тщательная химическая очистка сварочной проволоки и механическая очистка и обезжиривание свариваемых кромок, так как сварку осложняет не только окисная пленка. В связи с резким повышением растворимости газов в нагретом металле и задержкой их в металле при его остывании возникает интенсивная пористость, обусловленная водородом, приводящая к снижению прочности и пластичности металла. Водород, растворенный в жидком металле должен в количестве 90 - 95% своего объема выделиться из металла в момент его затвердевания. Этому препятствует пленка тугоплавких окислов и низкий коэффициент диффузии водорода в алюминии. Поры образуются преимущественно в металле шва; часто наблюдают поры у линии сплавления в связи с диффузией водорода из основного металла под действием термического цикла сварки. Предварительный и сопутствующий подогрев до температуры 150 - 250°С при сварке толстого металла замедляет кристаллизацию металла сварочной ванны, способствуя более полному удалению газов и уменьшению пористости. С этой точки зрения в ряде случаев желательны подогрев начальных участков шва до температуры 120 - 150°С или применение предварительного и сопутствующего подогрева. 5. Металл шва склонен к возникновению трещин в связи с грубой столбчатой структурой металла шва и выделением по границам зерен легкоплавких эвтектик, а также развити¬ем значительных усадочных напряжений в результате высокой литейной усадки алюминия (7%). Легкоплавкая эвтектика на основе кремния (Тпл = 577° С) приводит к появлению трещин, если содержание кремния невелико (до 0,5%); при содержании кремния свыше 4 - 5% образующаяся эвтектика «залечивает» трещины. При обычном содержании кремния (0,2 -0,5%) в металл шва вводят железо (Fе > 31), что приводит к связыванию кремния в тройное соединение Fе - 31 - А1 входящей в состав тугоплавкой перитектики. Это препятствует растворению кремния в жидком ликвате. При сварке сплавов системы Аl-2n-Мg возможно замедленное разрушение - образование холодных трещин спустя некоторое время после сварки, обусловленное действием сварочных напряжений первого рода и выпадением и коагуляцией интерметаллидов. Алюминий и его сплавы можно сваривать многими способами дуговой сварки: угольным электродом, металлическим покрытым электродом, плавящимся электродом по слою флюса, вольфрамовым и плавящимся электродом в среде инертных защитных газов и электрошлаковой сваркой. Наибольшее в настоящее время имеет ручная и механизированная сварка в инертных газах. Автоматическая сварка по флюсу При производстве сосудов из алюминия и алюминиево-марганцевого сплава АМц автоматическую сварку производят не под флюсом, а при наличии тонкого дозированного слоя флюса впереди дуги, который, не закрывая дугу, обеспечивает достаточно надежную защиту сварочной ванны и удаление окисной пленки. Поэтому данный способ получил название сварка по флюсу или сварка полуоткрытой дугой. Выделяющиеся газы и пары металла изо¬лируют дуговой промежуток от проникновения воздуха. Необходимость такой технологии обусловлена тем, что флюсы для сварки алюминия обладают высокой электропроводностью. В расплавленном состоянии они легко шунтируют дугу, что нарушает устойчивость ее горения. При тонком слое флюса это явление исключается. При сварке алюминия под флюсом путем применения очень короткой дуги или менее электропроводных шлаков не удается обеспечить высокого качества формирования и физико-химических свойств металла шва. Для сварки алюминия и его сплавов (не содержащих магния) применяют флюс АН-А1. Основные преимущества сварки по флюсу - большая производительность, незначительная деформация конструкции и высокая экономичность по сравнению с другими способами сварки алюминия. Основной недостаток - необходимость удаления шлака после сварки. Вследствие этого сваркой по флюсу выполняют преимущественно стыковые швы, где удаление шлака встречает меньше затруднений. Автоматическую сварку по флюсу применяют для металла толщиной 10—35 мм. Возможна сварка одной и двумя проволоками, чаще сдвоенной электродной проволокой, обеспечивающей более высокую стойкость металла шва против образования пор. Односторонние швы во избежание вытекания сварочной ванны сваривают на временной стальной подкладке. Сварку ведут постоянным током обратной полярности без предварительного подогрева металла. Расход флюса составляет 15 - 20% по отношению к расходу проволоки. Дуговая сварка неплавящимся электродом Для сварки неплавящимся электродом применяют вольфрам с добавками тория марки ВТ-15, лантана (ВЛ-10), иттрия (ВИ) и других элементов. Использование чистого вольфрама (ВЧ) не рекомендуется. Отмеченные примеси придают электроду повышенную стойкость, обеспечивают большую плотность тока и другие преимущества. Применение вольфрама ВТ-15 ограничивают из соображений радиационной безопасности при изготовлении электродов и при сварке. Сварку вольфрамовым электродом широко используют при изготовлении конструкций из алюмин