Алюминию России — 75 лет! - газета "Пятница"

АЛЮМИНИЮ РОССИИ — 75 ЛЕТ! Иркутский алюминий Наш регион для алюминиевой отрасли считается одним из перспективных. Судите сами. БрАЗ — самый крупный в мире производитель алюминия (более 980 тысяч тонн в год). Завод готовится к реализации программы модернизации, которая приведет к увеличению производительности и усилению экологической безопасности. ИркАЗ, выпускающий сейчас более 290 тыс. тонн, строит пятую серию, которая оснащается современнейшими электролизерами на 300 кА. С выходом на полную мощность производство металла увеличится на 170 тыс. тонн. Через три года планируется завершить строительство Тайшетского алюминиевого завода, а это еще 750 тыс. тонн алюминия в год. Постоянным спросом пользуется уникальная продукция ЗАО «Кремний», а шелеховский завод «Порошковая металлургия» стал головным для всех аналогичных предприятий России. Алюминиевая промышленность является одним из основных фундаментов, на которых базируется экономика Иркутской области. Ее развитие обеспечивает стабильную работу энергетиков, железнодорожников, строителей, да практически представителей всех отраслей, гарантирует развитие территорий, на которых расположены ее предприятия. Стратегический металл То, что Объединенная компания «Российский алюминий» стала мировым лидером, вызывает особую гордость. Ведь до 1932 года наша страна только закупала алюминий. Потребность дореволюционной России ограничивалась шестью тысячами тонн. Область применения была крайне мала. Первым масштабным производством алюминия занялся Волховский завод, построенный в 1932 году. Алюминий практически сразу стал металлом стратегического значения. От его количества напрямую зависела обороноспособность страны. Зимой 1941—42 годов начались основные работы по возведению Богословского алюминиевого завода. Вероломное нападение фашистской Германии внесло резкое изменение в темпы и сроки строительства. На Урал было эвакуировано оборудование, демонтированное на Тихвинском глиноземном, Волховском и Днепропетровском алюминиевых заводах. 17 июня 1943 года получена первая товарная продукция — гидроксид алюминия, а 9 мая 1945 года комсомольско-молодежная бригада И.Д.Белецкого выпустила первый металл. В январе 1943 года первый металл дал Новокузнецкий алюминиевый завод. Из него строили боевые самолеты, благодаря которым к концу войны страна получила существенное преимущество в авиации перед врагом. И это стало одним из решающих факторов Великой Победы. После войны СССР стал одной из ведущих стран мира по объемам производства и потребления алюминия. Один за другим вводятся в эксплуатацию новые предприятия: в 50-е годы — Кандалакшский, Надвоицкий и Волгоградский алюминиевые заводы, Белокалитвинское металлургическое производственное объединение, Пикалевский глиноземный завод. В 60-е и 70-е годы в непосредственной близости от крупнейших ГЭС были построены Иркутский, Красноярский и Братский алюминиевые заводы. Тогда же начинают работу Самарский и Красноярский металлургические заводы, Павлодарский алюминиевый завод и Ачинский глиноземный комбинат. В 1983 году вступил в строй Николаевский глиноземный и в 1985-м — Саянский алюминиевый заводы, а в 1995 году начал выдавать продукцию завод «Саянская фольга». Современная мощь Особо следует отметить, что в постперестроечные годы в России предприятия большинства отраслей стояли на грани банкротства, перепрофилировались или просто закрывались. Алюминиевая отрасль продолжала динамично развиваться. Это позволило в начале нового века приступить к реализации нескольких мощнейших проектов. В 2004 году началось строительство Хакасского алюминиевого завода. К октябрю 2006 года были построены корпуса и смонтировано оборудование, а 15 декабря выдан первый металл ХАЗа. 12 февраля 2007 года на заводе запустили вторую очередь из 42 электролизеров РА-300 (всего в цехе длиной 1200 метров к концу года смонтируют более 300 установок). Новый цех настолько высокотехнологичен, что за смену 42 электролизера обслуживают всего три человека! Участие человека в производственном процессе сведено к минимуму: все параметры отслеживает компьютер, и оператор подсказывает литейщикам порядок замены анодов и другие необходимые действия. Объем инвестиций, направленных на уникальный проект, составил более 750 млн долларов. Выйдя на проектную мощность, ХАЗ будет выпускать 300 тысяч тонн алюминия в год. В 2005 году, как отмечалось выше, началось строительство пятой серии электролиза Иркутского алюминиевого завода. Для реализации проекта привлечено более тридцати подрядных организаций, свыше полутора тысяч человек — лучшие строители региона. Инвестиции в строительство пятой серии — более 500 млн долларов. К лету 2007 года построены два корпуса электролиза, в которых ведется монтаж 200 электролизеров на 300 кА, разработанных специалистами СибВАМИ. Два блока современной «сухой» газоочистки, склад глинозема, объекты вспомогательного энергетического хозяйства. В рамках проекта также построена железнодорожная станция Алюминиевая и подстанция «Шелеховская» 500/220 кВ, для обеспечения не только потребностей ИркАЗа, но и энергетической системы юга Иркутской области и Республики Бурятии. Начало пуска новой серии намечено на второе полугодие 2007 года с выходом на проектную мощность в 2008 году. Бесценные опыт и технологии, наработанные при реализации проектов в Хакасии и Шелехове, станут незаменимой базой для создания новых заводов РУСАЛа, в частности в Тайшете и Богучанах. Эпоха алюминия В XVI веке химик Парацельс, изучая квасцы в поисках золота, едва не стал первооткрывателем глинозема — сырья, из которого выплавляют алюминий. Но только полтора века спустя, в 1825 году, были получены «первые капли» нового металла. Его производство было очень трудоемким и дорогостоящим. Достаточно сказать, что ценился он выше золота. Посудой из алюминия пользовались царские особы, а среди модниц особым спросом пользовались алюминиевые ювелирные украшения! Это продолжалось десятилетия, пока в 1886 году не был разработан способ получения алюминия путем электролиза глинозема, растворенного в криолите. Это послужило толчком к развитию промышленного производства. Алюминий перестал быть «ювелирным металлом», потому что оказался самым распространенным — в земной коре его содержание оценивают в 7,45%, а железа, например, 4,2%. Но зато цивилизация получила металл, который вывел ее на новый уровень развития. Если древняя история человечества знала «бронзовый век», «железный век», то теперь наступила эпоха алюминия. С началом индустриализации в СССР производство алюминия было отнесено к числу главных стратегических приоритетов. Алюминий уже использовался не только в самолетостроении: новаторское применение алюминиевых сплавов при производстве двигателей позволило создать знаменитый Т-34, который считался лучшим танком Второй мировой войны и сочетал высокую скорость с тяжелым вооружением. Основной потребитель алюминия в нашей стране (как и в мире) — авиация. Алюминий занимает первое место среди металлов, применяемых в самолето- и ракетостроении. От 2/3 до 3/4 сухого веса пассажирского самолета и от 1/20 до 1/2 сухого веса ракеты — вот доля алюминия в летающих конструкциях. Алюминиевые сплавы использовались при изготовлении уже первого искусственного спутника Земли. Вступивший в строй в 1985 году Саяногорский алюминиевый завод (Республика Хакасия) — одно из самых чистых в экологическом отношении промышленных предприятий. При его строительстве более 12% от общих капитальных затрат было направлено на сооружение природоохранных объектов. К 1993 году по производству алюминия наша страна занимала второе место в мире после США. Но потребление отечественного алюминия внутри страны сократилось почти на треть. Произошел резкий рост цен на энергоносители и тарифов на железнодорожные перевозки. В середине 90-х годов была разработана схема «внутреннего толлинга», с помощью которой был привлечен капитал западных банков на инвестирование оборотных средств. Это позволило сохранить независимость российских алюминщиков от диктата западных компаний, производящих глинозем. В целом толлинг дал возможность привлечь в оборотный капитал инвестиции в объеме 1 млрд долларов. Алюминиевые заводы Иркутской области в год выплавляют сейчас 1 млн 350 тыс. тонн алюминия. Самый северный алюминиевый завод в мире находится в Мурманской области, в городе Кандалакше на Кольском полуострове. Сергей Рощин. Фото © Image Bank

 
 
Hosted by uCoz